Хохот шамана. 1997 Эвелны


виновник — Владимир Павлович Серкин.
[hide]Источник[/hide].
В книге приведены обработанные фрагменты дневниковых записей диалогов с человеком, живущим необычайной жизнью. Система практик «Шамана» сложнее и шире, чем языковые (знаковые) описательные возможности автора. Общаясь с группами людей и другими существами, шамаш овладел многочисленными необычными практиками, позволяющими ему возбуждать на окружающий тишина и красоваться членом не только человеческих обществ.1997 Эвелны

16.07

В первое время обыкновение Шамана часами безмолвствовать опосля моих вопросов раздражала. Я даже не В любое время был уверен, что он услышал и понял вопрос. подчас мне это казалось невежливым с его стороны, кой-когда — что он просто пренебрегает общением.

— Почему ты молчишь опосля моих вопросов?

— (Пауза, минут пять-шесть) нуждаться подумать до ответом.

— Отшельничество не сделало тебя тугодумом?

— (Неожиданно, шамаш ответил залпом и в умышленно быстром темпе, совсем немного комкая и сливая слова) Конечно, я-мог-бы-сразу «залепить» любые-слова, болтающиеся-на-языке, чтобы-потом-думать: «Что-это-я-сказал?». Или, наоборот: «О-как-здорово-я-сказанул». Но (Шаман заговорил в нормальном темпе) между тем бы я не говорил, а выдавал вербальный понос (смеется).

— как ты решаешь, Кагда отвечать?

— Не решаю. задача обязан «перевариться». А отклик обязан «придти». Бывает, что я даже на некоторое время забываю о вопросе. беспритязательный урок требует многих минут, а принятие решения требует очевидных знаков.

— Какие знаки?

— Эвелны, например, зачастую видят варианты решения во сне. некоторый жители Магадана «читают» совпадения, добро бы не отдают себе суждение в этом.

— как понимать знаки?

— прежде тебе надо учить смотреть?

— как ты научился?

— крайне море годов мне не надо ни до кем выделываться. Вербальные объяснения отпали сами собой.

— Но я — преподаватель.

— Тебе далеко трудно. произведение приучила все объяснять. сейчас ты чаще видишь не реальность, а свои объяснения.

— Что мне делать?

— Поучись около эвелнов. Посмотри, как они начинают действовать. Их дружба не да благоустроен, приходится больше действовать. Для этого нужны не объяснения, а реальность.

17.07

После обеда пришли двое молодых эвелна. Они пришли к Шаману и с утра уже побывали около его землянки. Поздоровавшись с нами прикосновением ладоней, они неторопливо побеседовали с Шаманом на смеси русского и эвелнского языков. Я понимаю эвелнский, Но мне трудно выражать за того, что в их языке 1 выше- аккорд может звенеть по-разному. почтение привлекли дюже добротно сделанные ножны и чехлы для карабинов. Штучная работа. Наверняка, на рукоятках и прикладах вырезаны интереснейшие сюжеты.

Эвелны донельзя вежливы. Отказавшись от приглашения приходить в домик, они традиционно спросили меня, где дозволено развести костер. покамест 1 из них занимался сбором дров, другой предложил идею поменять мои запасы чая на бесконечно хладнокровный крупный кристалл александрита. около меня оставалось лишь только три пачки, две подарил им. Пришлось попросить Шамана умышленно поговорить с эвелнами, что бы не отдаривались.

У эвелнов употреблять предпринимательская способность — хотели соглашаться со мной о доставке чая и других легких, по их мнению, предметов. сполна естественно они приняли и мои объяснения об особом образе жизни и нежелании брать на себя обязательства. В городе такое иногда кому объяснишь. Кагда и дальнейший эвелн ушел зa дровами, я стал расспрашивать Шамана о них.

— некоторый заболел?

— Нет, пришли поговорить со мной.

— Надолго?

— Утром уйдут. диалог ночью.

— Могу я спросить, если не секрет?

— Исчезла одна звезда, наверное, шестой величины.

— Где исчезла?

— В небе. ныне первая жена ночи будит ясной.

— Это — катастрофа?

— Наверное. мириады тысяч годов назад.

— Я видел эту звезду?

— Это — ой ли ли. около тебя не такое зрение, как около местных.

— Они что, неутомимо считают звезды?

— Они не умеют считать.

— ???

— Мы с тобой умеем считать, по-этому мы ничто бы не заметили. А они видят бог как картину, целиком, и заметили, что изображение изменилась.

— Почему они пришли к тебе?

— Они хотят знать, что это зa знак?

— А это знак?

— Конечно.

— Я могу узнать?

— Мне нуждаться дождаться ночи и самому понимать эту круг неба.

— доза неба имеет значение?

— В каждой части живут свои духи.

— В школе учил астрономию?

— Не только в школе. Астрономия не помогает, например, испытывать погоду по небу, а сноровка о духах помогает.

— А самовластно ты не заметил изменений?

— Я смотрю в бог чаще тебя, Но не да часто, как местные.

— Они сами пришли, или же их послали?

— Сами, двое.

18.07

Поговорив о звездах, мы медленно сидели около костра эвелнов. На побережье звезды намного ярче, чем в городе, да как в небе нет отсветов электричества. просто оболочка звездная. Эвелны подчас напевали неторопливую протяжную песню, побуждение которой удивительно гармонировал с картиной звездного неба, потрескиванием дров в костре и далеким шумом волн. Я записал перевод песни. Перевод принципиально не может надевать дословным, да как в эвелнском языке некоторый болтовня образуются в ситуации впервые и один раз по определенным правилам. И эта песнь около другого костра повторится немного в другом варианте.
Песня о жизни:
Когда я молод был,
Каждый число открывался в новом мире
И, засыпая, я хотел скорее проснуться.
А безотлагательно я просыпаюсь в том же мире,
И мне жалеть звезд, которые гаснут утром.
Хотя их около меня опять будит много,
Но их уже мало.

18.07

Оказывается, эвелны пришли на байдаре. Мы пошли проводить. Байдара была загружена китовыми позвонками и ребрами. Эвелны оставили нам пара позвонка для сидений. 1 из них часть дождевик из кишок моржа. зa такой дождевик первый встречный музей, наверное, не пожалел бы денег. шамаш стоял на берегу и смотрел, покамест байдара не скрылась в линии слияния серого моря и серых туч.

— Зачем им столько кости?

— Они режут из кости малость для хозяйства и поделки для обмена.

— Я думал, режут из бивня мамонта либо моржа.

— Мамонт либо морж ценятся больше, около них тоньше фактура. А ребро кита пористее. Но фигуры бес мелких деталей неплохо получаются.

— Ты резал?

— Практиковал возраст три, Кагда жил в Уэлене.

— какой все же значение крошить из материала с худшей фактурой?

— около них нет в изобилии моржа или же мамонта.

— И они отработают полную байдару?

— Это едва ли ли.

— А зачем везут?

— что бы было.

— Древние эвелны да не делали.

— Почему ты решил?

— Я читал, что они были бессознательно экологичны. Например, любитель не убивал вторую нерпу, даже если мог.

— мечта кабинетных ученых.

— Ты думаешь, что убивал?

— Не убивал, Но не за экологичности.

— А почему?

— Убив нерпу, любитель обязан ворох километров волочь ее сам по себе домой. А нерпы бывают до четырехсот килограмм. Ты бы тожественный не брался зa вторую.

— Они не боятся потерять земля из вида?

— Они пошли напрямик, по ветру и не увидят берега до вечера.

— около них снедать компас?

— Нет.

— как же они ориентируются.

— Они просто помнят направление.

— Но солнца же не видно.

— Косатка — из их тотема. Они сами помнят.

Словно в повторение слов Шамана огромный, сравнимый с парусом грязный плавник Косатки долго торжественно и хищно прорезал вид моря среди нами и скрывшейся байдарой.

18.07

Мысли об эвелнах и неуместная беспокойство по поводу их плавания не оставляли меня. Рационально я убеждал себя, что для наших гостей такое плавание — очень обыденное дело, Но видел я это впервые, и выглядело все чрезвычайно ненадежно. Решив пару часов жить Шамана, я не смог удержаться от вопросов о гостях.

— Им привычно два управляться с такой исполинский груженой байдарой? И руль, и парус.

— Они могут ею управлять, даже загарпунив кита.

— Они ходили в школу?

— Нет.

— А как же районо?

— Власти, наверное, знают о них, Но ни одна душа не занимался. А может, судя по твоим рассказам о ситуации, немедленно власть о них не знают. Тем более что они не живут обилие годов на одном месте.

— Но это явно не замкнутая группа. Эти пара помощнее меня.

— Конечно, не замкнутая. Там потреблять и русские, и якуты, и эвенки. Парни ходят в поселки и, наверное, в Магадан. просто они считают мой стиль жизни более настоящим.

— да они не чистокровные эвелны?

— Они — настоящие эвелны по образу жизни.

— Чем они живут?

— Эти — универсалы. около них вкушать олени, вкушать морской занятие и лакомиться бартер на пушнину.

— как они установили отношения с тобой?

— Я непосредственно начал устанавливать отношения.

— Почему?

— Они — местные. дружба с ними дает источник ко многим местным практикам.

— Мне показалось, что они учатся около тебя.

— Они могут исполнять коллективные практики. А около меня они учатся многому тому, что прежде я понимаю с их помощью.

18.07

Уже пучина раз опосля встреч с эвелнами задумывался о них. Удивлял обидный противоположный посреди их поведением в городе и на побережье. Уехавшие эвелны производили чувство сильных, уверенных в себе, даже напрасно уверенных, спокойных молодых мужчин. да оно и есть.

Из школьного курса «Истории Магаданской области» знаю, что они ни в жизнь не платили налог царю и приблизительно триста годов воевали костяными луками и каменными копьями с казаками-землепроходцами. зараз — столетия воевали с много более многочисленными якутами на Западе, эскимосами и индейцами на Востоке. то есть в войне они изобрели кольчуги из костных пластин и тяжелые луки из китового уса. за этих кольчуг (пули не брали) казаки после сто годов считали эффективным только рукопашный бой. До сих пор дозволительно встретить часть казачьих острогов, которые укреплены гораздо массивнее, чем форты американских солдат, воевавших с индейцами. Это — не Кавказ. Местных ни одна душа отроду не покорял. чуть опосля того, как мыслящий правитель повелел прекратить войны и предпринимать ярмарки, казаки смогли вольно воспитывать на северное побережье Тихого океана.

Эти эвелны — прямые потомки тех, и вряд ли ли кому улыбнется драться с ними здесь. В то же время в городе они выглядят неуверенно, чуть не всякий плут либо хулиган видят в них жертву. Они стараются ни с кем не связываться, сверх меры многое, на выше- взгляд, могут стерпеть. если же будит перейдена царапина и их терпения, то воздействие будит отсроченной и неадекватной. Например, стрельба либо поножовщина в эхо на болтовня или же пощечина рукой, нанесенный восемь дней назад. опосля этого путь в посёлок заказана.

Шаман похож и на эвелна, и на современного городского мужчину. физиономия его морщинисто и обветрено, темно-коричневое от жесткого местного ультрафиолета и ветров. либо от рождения. Он уже в том возрасте, Кагда черты лица «закрывают» национальные признаки. при первой встрече я бы дал ему от болтливый до шестидесяти.

— Ты который по национальности?

— Никто, и называть меня никак; так, бобыль путешественник (смеется).

— Ну, а все же?

— Метрик не было, спросить поздно.

— Местные думают, что ты эвелн?

— хотя горшком назови.

— Почему они да теряются в городе?

— Не теряются, не успевают.

— как это?

— В привычной ситуации они действуют на основе понимания так, как им кажется правильно. В городе не чувствуют, что правильно. Соответственно, не могут прежде принять решения о действии.

— почасту кажется, что они боятся.

— И такое, наверное, бывает. хотя бы реже, чем около городских.

— Но они зачастую уступают в ситуациях, подчиняются.

— Для них обстановка кроме протяжно не кончается. удача городских, что размышляя, они несравненно чаще обвиняют себя в некомпетентности, чем их в грубости.

— если все же они обвинят городских?

— несказанно редко.

— Ну, все же.

— в этом случае они охотятся торчком в городе. Могут смеяться при встречах. Но ты уже — дичь.

— Жуть.

— Не тревожься, ты не агрессивен. Тебе не грозит.

18.07

Байдара сложно построена. Наверное, чрезвычайно дорогая. Она мне напомнила вскрытый корпус самолета. трудный суть из деревянных ребер, обтянутый моржовыми шкурами. Длиной метров десять. Ажурные крепежи для паруса и весел, какие-то конструкции, похожие на круг велосипедного колеса. Даже костяной наконечник гарпуна состоит из многих частей: последняя подобна прикрепленному бумерангу, складывается либо крутится. шамаш ходил около байдары и вещь обсуждал с эвелнами, все же ТТХ[15], да способный их обсуждение на армейскую картинку.

— как они передают опыт?

— В смысле?

— Ну, они не умеют считать, нет чертежей. как строят такие байдары?

— Решают построить и строят, глядя на другие байдары.

— То поглощать даже мастеров специальных нет?

— суть — не умение, а целеполагание.

— Это, наверное, специфика их культуры?

— всякий культуры.

— Ну, около нас судна не построишь на одном намерении.

— который Кузьма по образованию?

— по-моему, былой артиллерист.

— А Вовчик?

— Радиоинженер.

— А Генка?

— Понял. между них нет ни одного судостроителя.

— А как они построили свое судно?

— непосредственно видел. Резали заброшенный флот и варили свое стойком на песке.

— Хорошее?

— Сносное, наверное, хорошее.

— Не лукавь. Судно отличное. Лучше заводских. Раньше их называли беспроектными, а безотлагательно рыбнадзор и погранцы называют беспредельными за ходовых и штормовых качеств. начинать и как они его сделали?

— Действительно. Не задумывался.

— Говорю тебе: около них была цель, и они начали действовать. Остальное — приложилось.

— Эвелны в городе слабы, потому что не имеют цели?

— Да. покамест меняют — покупают, что держатся. А после начинают двигаться бес цели…